Общие вопросы / General category > Общий раздел / General board
Антенны на ЛА для любительской связи.
(1/1)
RV3YR:
Уважаемые коллеги - авиаторы. Это письмо я получил в личку, что знал - ответил, однако догадываюсь, что у нас найдутся специалисты этого направления и что-то подскажут. К нам обращаются, ка к наиболее опытным в этом вопросе. Прошу высказаться.
Доброго времени суток, Уважаемый Виктор Николаевич!
У меня есть технический вопрос. К кому из членов Клуба "Пятый Океан" можно обратиться с вопросом: "Какие КВ антенны (возможно фирменного производства) можно установить на легкомоторный самолёт «Beechcraft Sierra C24R»?". Дело в том, что одееровец (член ОДР) Даниил Зориков R2DSG ОДР#789 планирует, в скором времени, оснастить свой легкомоторный самолёт «Beechcraft Sierra C24R» антеннами радиолюбительских КВ/УКВ диапазонов и проводить практические эксперименты с радиосвязью на борту при помощи радиостанции «Yaesu FT-818ND». Подбирает сейчас двухдвигательный борт в Европе и США.
Но вопрос антенной на радиолюбительские диапазоны не решён.
Как я понимаю, в Клубе "Пятый Океан", много профессионалов в области гражданской и военной авиации, а также, возможно, есть и те у кого есть свои небольшие частные самолёты или в аренду берут. Есть те, кто сейчас работают (служат) в данной области и те кто уже на пенсии.
Сам я далёк от авиации.
Поэтому вот такой технический вопрос. Если есть такой человек среди членов Клуба "Пятый Океан" , то напишите к кому можно обратиться за советом в данном вопросе по антенне.
С уважением,
Генеральный секретарь ОДР,
Член Центрального Совета ОДР (ЦС ОДР)
Анатолий Сергеевич Калашников RN4HGK
E-mail: rn4hgk@qrz.center
RA9LY:
На самолёте в качестве УКВ антенны можно применить штатную антенну, ну, как правило она задействована командной радиостанцией, на малых ВС она одна и работает АМ 118 -136мгц. Можно применить в кабине штырь 49 см(на липучке к лобовому стеклу в перевёрнутом виде) с двумя противовесами(больше не получится)для работы на 2 метра с отдельной радиостанцией. Что касается работы работы в КВ диапазоне, то тут труднее. Использовать самопальную антенну запрещено, т.к. это изменение конструкции и любой инспектор, коих достаточно везде, приконтрит ВС. Можно применять штатную антенну, если таковая имеется, и учесть, что там накапливается сногсшибательная статика. Такую антенну, если использоать не штатную РС, а свою(в штатной всё предусмотрено) нужно заземлить четверть волновым отрезком кабеля, разумеется с коэффициентом укорочения, согласование и тюнер тут, конечно уже не обсуждается.
Работая на КВ с воздушных судов всегда использовал штатное оборудование. На АН-2 с Узбекистана с земли по утрам проводил QSO с Ноябрьском, Надымом, Тазовском. Там стояла РС, РСБ-5. Антенна штатная, стальной тросс от кабины до киля, не плохо работала.
R2AJ:
Тут у нас есть похожая тема: https://www.aviaham.ru/forum/index.php/topic,130.0.html
И как вариант можно ещё там почитать: https://www.pilotsofamerica.com/community/threads/hf-antenna-on-light-aircraft.1202/ и https://backcountrypilot.org/forum/adding-ham-radio-amateur-radio-to-your-aircraft-14548
Если кратко пересказать - на КВ длинный провод или диполь от кабины до верха киля.
R2DSG:
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Спасибо за проявленный интерес к теме. Я тот самый радиолюбитель по просьбе которого Анатолий обратился к вам на форуме. Собственно, я хотел немного пояснить по задачам сего предприятия и какие есть мысли по реализации. Хочу сразу заявить, что в обоих направлениях: как радиолюбительстве, так и в пилотировании, я, можно сказать, новичок. С радиолюбительством знаком с 2018 года, поэтому прошу сделать на это скидку, что некоторые вопросы установки и принципы работы КВ антенн мне не до конца ясны и понятны. А к авиации, стыдно признаться, примкнул лишь в текущем году. Собственно, почему хотелось бы установить КВ трансивер на самолёт, скорее всего для того чтобы несколько оживить и разнообразить эфир, ну и чтобы не скучать на протяженных маршрутах. По поводу вопроса легитимности установки оборудования на ВС могу заявить, что это не проблема, так как борт сертифицирован по ФАП-273 где я номинально являюсь его создателем, поэтому у меня есть возможность устанавливать не сертифицированное оборудование, хотя фактически это типовой борт, но так сложилась практика в РФ, что некоторые типовые борты сертифицированы по акту оценки и тут есть свои плюсы и минусы. В вопросе возможности установки экпериментального оборудования, то есть к нашей теме, это однозначно плюс. Кстати, по поводу "сертифицированности" подобной установки хочу заметить, что я неоднократно видел борты АОН со снятыми КВ-антеннами, то есть они там стояли изначально. Раньше на рассвете малой авиации это была довольно популярная опция, которая, кстати, даже по сей день не теряет актуальности, хоть и с натяжкой - я про трансатлантические перелёты, где борты при удалении от суши на Н-ное количество километров должны иметь установленное КВ-оборудование. Не знаю насколько эта норма актуальна, но буквально на днях осматривал бичкрафт барон 58 и удивился наличию 857 на панели приборов, который был именно установлен для длительных перелётов на дальнем востоке страны.
По теме у меня еще нет понимания как эта КВ антенна должна выглядеть и можно ли обзавестись условно готовым комплектом на самолёт. Единственный источник информации для меня сейчас это форумы США, и наиболее интересным вариантом для себя я нашел антенну WB6RQN которая установлена снизу от фюзеляжа. Что скажете по такой установке? Идея ставить растяжку от крыши кабины до хвостового оперения тоже рассматривается, но почему-то мне она не нравится. Проект рассчитан на грядущий сезон, потому что ангар у меня не отапливаемый, а работать в -20 малоприятное удовольствие, так что в данный момент идёт неторопливая подготовка. Трансивер будет 857d. Если кто готов оказать техническую помощь в установке с радостью приглашу в гости на аэродром орловка UUTO и при наличии минимальной погоды можно провести лётные испытания)) Спасибо за ответы. Все их я постепенно осмыслю и проработаю.
С уважением, Зориков Даниил.
Навигация
Перейти к полной версии