Приветствую всех, кто читает эту тему! Я много в своё время работал с бортов ВС на КВ. Связи проводил на штатное оборудование. Самое интересное было на МИ6. Там свой абонентский щиток и свободно можно было работать на КВ. Пробовал на штатную антенну и провёл эксперемент на выпускную антенну, пришлось просить что бы скорость сбросили, поэтому эксперемент на выпускную антенну коротким получился. Высоты были от 100 до 3000 метров. На мой взгляд ни чем связи с борта не отличаются от работы с земли. Только меняются мёртвые зоны. Частоты в основном 20 метров USB На 40 метров мало связей т.к. там то же USB. Единственное то что ты являешься редким корреспондентом. /AM ничего не даёт кроме новых районов и то не всегда получается отследить зтот новый район, сейчас с этим легко. На МИ8 связей проводил мало, в основном с земли, в полёте не всегда удавалось, это касается и ЯК40. Хотя на ЯК40 у меня достаточно много связей /АМ на КВ. Работая на ЯК40 много связей проводил на 145500 FM. Использовал штырь 49 см. с двумя противовесами, прикреплял его двумя присосками к лобовому стеклу и вот они, туча корреспондентов. Радиостанция была Аlinco-182 с парой запасных аккомуляторов. У нас /AM много работает RZ5D, поэтому можно легко понаблюдать за его работой. Что касается лекомоторной авиации то тут большие сложности разного типа и поэтому без особой нужды и условий проводить ничего не значащие связи на КВ нет смысла, хотя поэкспереметировать можно, немножко. На УКВ проще, в достаточно людном месте. Желаю всем успехов!