Автор Тема: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?  (Прочитано 7880 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн UA1AAV

  • Club Member
  • *
  • Сообщений: 2
  • QTH: Санкт-Петербург
Коллеги, подскажите пожалуйста, как "выглядит" радиолюбительский КВ эфир на высотах 200-1000м? Я полетываю на маленьком самолетике в Ленобласти и теоретически могу поставить КВ станцию. И натянуть могу проволочную антенну от кабины до хвоста длиной метра три. Но это требует усилий (денег и времени). Вопрос в чем - получу ли я какое-то преимущество и дополнительное удовольствие при проведении дальних (межконтинентальных) связей на высоте, или не стоит заморачиваться и лучше спокойно предаваться радиолюбительству дома в тиши кабинета? Явные минусы связей с самолета - плохая антенна, ограниченная мощность, шум, невозможность работы телеграфом (предпочитаю), дороговизна (несколько тысяч за летный час). Явные плюсы - корреспондентов должно быть много на /А. С уважением, Георгий UA1AAV/RA-0178A.

Оффлайн R2AJ

  • Administrator
  • *
  • Сообщений: 105
  • QTH: Moscow
Re: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?
« Ответ #1 : 12-02-2020, 11:24:57 »
Приветствую коллега! Тоже полетываю и тоже была такая идея, но потом подумал, посчитал и отказался.
Если применять удлиняющие  катушки для 3-х метрового провода - то работать будет, но эффективность такой антенны низкая. И она очень узкополосная - в случае "вываливания" за пределы полосы  возникает обратка и деться ей будет некуда, кроме как в бортовую сеть что чревато отказом систем вплоть до остановки двигателя, а дублирующих систем, как у больших собратьев у нас нет - это и стало основной причиной отказаться от идеи.
Но никто не мешает это делать на УКВ.

Имел опыт на АН-2, но только на приём - антенна у него длинная и ее не использовали по прямому назначению - вот я и напросился со своим FT-897 (питался от своего аккумулятора). На 200 - так-же как и на земле. На 1000 почище и станций побольше слышно - но это прохождение было хорошее. Правда сильно мешал треск от двигателя.


« Последнее редактирование: 12-02-2020, 11:29:52 от R2AJ »
73!

Оффлайн UA1AAV

  • Club Member
  • *
  • Сообщений: 2
  • QTH: Санкт-Петербург
Re: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?
« Ответ #2 : 23-07-2020, 22:02:15 »
Спасибо за информацию. Пока так я и не решился с борта поработать. Нет практического опыта "за" ни у кого.

Оффлайн RV3DBW

  • Club Member
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?
« Ответ #3 : 18-10-2020, 16:51:53 »
Работал и не раз с разных бортов, прошедших модификацию-замена устаревшего связного оборудования на новое.
В последнее время Ан-72, Ил-76 и тд. 400Вт на выходе. Антенны штатные. Работал фактически от земли до эшелона выполнения задания 7000-8000м и выше.
Эфир чист, и если есть прохождение, слышно все.
При умелом раскладе с частотами 5000-6000км вообще не вопрос. Жаль только времени нет на радиолюбительский эфир. Буквально пара- тройка QSO. Жаль, что бортовые станции не имеют плавной настройки, было бы легче на поиск работать.
А вот над Охотским морем, сколько не кричал, одни япошки. Все диапазоны забиты. Соотечественников не слышал, а очень хотелось.

EA8AM

  • Гость
Re: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?
« Ответ #4 : 07-02-2021, 11:39:28 »

Джордж, из любопытства, на каком самолете вы летите?
Привет.


73 EA8AM

Оффлайн R2AJ

  • Administrator
  • *
  • Сообщений: 105
  • QTH: Moscow
Re: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?
« Ответ #5 : 07-09-2021, 00:28:33 »
Работал и не раз с разных бортов, прошедших модификацию-замена устаревшего связного оборудования на новое.
В последнее время Ан-72, Ил-76 и тд. 400Вт на выходе. Антенны штатные. Работал фактически от земли до эшелона выполнения задания 7000-8000м и выше.
...


Так на Больших всё понятно - у них полноценные КВ-антенны. А мы про мелких :)
73!

Оффлайн RA9LY

  • Club Member
  • *
  • Сообщений: 189
Re: Стоит ли проводить QSO с борта ВС?
« Ответ #6 : 28-11-2021, 21:09:33 »
Приветствую всех, кто читает эту тему! Я много в своё время работал с бортов ВС на КВ. Связи проводил на штатное оборудование. Самое интересное было на МИ6. Там свой абонентский щиток и свободно можно было работать на КВ. Пробовал на штатную антенну и провёл эксперемент на выпускную антенну, пришлось просить что бы скорость сбросили, поэтому эксперемент на выпускную антенну коротким получился. Высоты были от 100 до 3000 метров. На мой взгляд ни чем связи с борта не отличаются от работы с земли. Только меняются мёртвые зоны. Частоты в основном 20 метров USB На 40 метров мало связей т.к. там то же USB. Единственное то что ты являешься редким корреспондентом. /AM ничего не даёт кроме новых районов и то не всегда получается отследить зтот новый район, сейчас с этим легко. На МИ8 связей проводил мало, в основном с земли, в полёте не всегда удавалось, это касается и ЯК40. Хотя на ЯК40 у меня достаточно много связей /АМ на КВ. Работая на ЯК40 много связей проводил на 145500 FM. Использовал штырь 49 см. с двумя противовесами, прикреплял его двумя присосками к лобовому стеклу и вот они, туча корреспондентов. Радиостанция была Аlinco-182 с парой запасных аккомуляторов. У нас /AM много работает RZ5D, поэтому можно легко понаблюдать за его работой. Что касается лекомоторной авиации то тут большие сложности разного типа и поэтому без особой нужды и условий проводить ничего не значащие связи на КВ нет смысла, хотя поэкспереметировать можно, немножко. На УКВ проще, в достаточно людном месте. Желаю всем успехов!
Принимаясь за дело, соберись с духом.